Город Звенигород на западе Московской области существовал ещё в домонгольское время. Однако особое положение среди других малых городов России приобрёл он на рубеже 14-15 веков.
Именно тогда городом правил князь Юрий Димитриевич Звенигородский, сын прославленного московского великого князя Димитрия Иоанновича Донского. Тогда же на одном из холмов в западных окрестностях города, «на стороже», жил ученик прп. Сергия Радонежского Савва — прп. Савва Сторожевский.
Исторический центр Звенигорода находится немного к западу от современного города, примерно на полпути между жилыми кварталами и Саввино-Сторожевским монастырём. Место, на котором на высоком берегу Москва-реки в древности стояли городские укрепления, сейчас называется Звенигородским Городком. Центром же Городка является древний белокаменный храм в честь Успения Божией Матери.
Звенигородский Городок
Как лаконично повествует информационный стенд, установленный общиной звенигородского Успенского собора рядом с крутой лестницей, ведущей на вершину холма, «Городок является редчайшим историко-архитектурным и фортификационным памятников XII — XIV веков. Благодаря археологическим раскопкам, которые производились в нём в начале XX века Н.Н. Ворониным, Б.А. Рыбаковым, А.В. Успенской, А.А. Юшко, стало известно, что городское поселение возникло на этом месте ещё в домонгольское время в XI — XIII веках и уже тогда было оснащено земляными и деревянными укреплениями.
В конце XIV века производились повторные фортификационные работы: валы укреплены деревянными срубами, заполнены глиной, по верху вала поставлены небольшие, чуть выше роста человека, дубовые стены, внутренняя сторона вала выложена мелким булыжником, а внешние склоны обложены глиной. Тогда же звенигородским князем Юрием Дмитриевичем в центре кремля бы возведен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы — древнейший из сохранившихся на Московской земле памятников зодчества.
Звенигородский кремль и его соборный храм дошли до нас практически в первозданном виде и являются предметом гордости не только звенигородцев и или жителей Московского региона, но и всех россиян.
С 1966 года окрестности Успенского собора объявлены заказником, в котором запрещено повреждение грунта. В 1970 году принято постановление о включении Звенигорода в список городов, культурный слой которых объявлен национальной исторической ценностью. В 1978 году определена охранная зона вокруг собора в радиусе 350 метров».
Успенский собор Звенигородского Городка в 1899 годуВ Звенигороде я побывал 9 мая 2007 года. Сама весенняя погода делала впечатление от города, а особенно от расположенной посреди леса его исторической части, незабываемо-солнечным! Другое неповторимое ощущение — ощущение близости таких разных эпох — возникает, если, стоя у южных дверей Успенского собора, внимательно посмотреть вокруг. Вот он стоит, собор, построенный ещё в те времена, когда существовала Византия, но не было ни Германии, ни США, ни даже Великобритании...
С южной стороны к собору ведет широкая тропинка между сельскими заборами, за которыми виднеются небольшие деревянные домики. Сорок лет назад они были построены или сто сорок?
А совсем на юге, за деревьями, растущими на берегах Москва-реки, далеко-далеко виднеется стройка, на которой башенные краны трудятся над сооружением жилых небоскрёбов уже XXI века. И хорошо, что эти века не смешиваются здесь, а именно соседствуют! Иначе нигде, даже в древнем Звенигородском Городке, нельзя было бы остановиться, чтобы среди спешки нашего века оглянуться и задуматься. А ведь именно этого хочется, когда стоишь между Успенским собором и обступившими его с севера и запада поросшими лесом валами бывших укреплений: хочется остановиться, оглянуться, задуматься...
Но если раздумье у крепостных валов рождает вопросы, то ответы на большинство вопросов даёт тихая теплота Саввино-Сторожеского монастыря.
Из истории Саввно-Сторожеского монастыря
Как повествует монастырский информационный стенд, «Саввино-Сторожевский монастырь был основан в 1398 году преподобным Саввой по просьбе звенигородского удельного князя Юрия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского.
Первая каменная постройка на территории монастыря — Рождественский собор (1405 год), который является одним из четырёх сохранившихся на Руси храмов раннемосковского зодчества. Интерьер собора украшают росписи, выполненные на протяжении XV — начала XX веков. В XVI веке после канонизации Саввы Сторожевского с южной стороны Рождественского собора пристраивают придел.
В середине XVII века Саввино-Сторожевский монастырь достиг наивысшего расцвета. В 1650 году по указу царя Алексея Михайловича на территории Саввинской обители под руководством дворянина Никиты Бобарыкина, зодчих Андрея Шахова и Ивана Шарутина, начинаются большие строительные работы. За шесть лет был возведен прекрасный архитектурный ансамбль, включающий: дворец царя Алексея Михаиловича, Царицыны палаты, звонницу, Троицкую церковь (первоначально Сергиевская), братские корпуса, трапезную палату, баши и стены монастыря, хозяйственные постройки.
С XVII века монастырь служит местом частых богомольны выходов царской семьи. В это время это один из крупнейших и богатейших монастырей: ему принадлежат около 30 тыс. десятин пахотной земли и 17,5 тыс. крепостных душ; к нему были приписаны 19 монастырей с их владениями. Монастырь имел статус Лавры.
Собор Саввино-Сторожевского монастыря Звонница Саввино-Сторожевского монастыря в пасхальные дни Братские корпуса
Сторожевского монасты
С конца XVII века по XIX век построены: Преображенская церковь, Малый келейный корпус, приделы Троицкой надвратной церкви.
С 1800 года на территории монастыря существовало духовное училище.
В 1919 году монастырь был закрыт, имущество и владения его национализированы.
С 1920 года в стенах ансамбля располагается музей. Его коллекции были сформированы в послевоенное время«.
Музейный статус спас Саввино-Сторожевский монастырь, как и большинство из немногочисленных уцелевших в XX веке русских храмов и монастырей, от окончательного разграбления и уничтожения. Хотя, если внимательно приглядеться, заметно, что и он после возвращения Церкви потребовал реставрации. Но звенигородские монахи славятся своим трудолюбием и тем, что преуспевают на хозяйственной ниве...
Тем майским вечером в монастыре было тихо и немноголюдно. Сиял в лучах клонящегося к западу солнца купол собора. На фоне безоблачного голубого неба особенно красиво смотрелись слова пасхального приветствия на монастырской звоннице. Цветы на ухоженных клумбах придавали всему завершённость и одновременно непередаваемую трогательность. А от монастырских стен открывался потрясающий вид на раскинувшиеся на юге и западе заливные луга и пресекающую их ленту Москва-реки...
И здесь, над этим покоем и умиротворённостью, ясны и самоочевидны становились слова общины Успенского собора, которыми я и хочу завершить рассказ о городе: «До нашего времени древние святыни Звенигорода дошли вопреки многим обстоятельствам, дальнейшая их судьба должна складываться на основе нашей заботы о них».
Подготовлено по материалам сайта "www.greenbag.ru"
http://podmosk.pycc.ru/8/2410_1.html