Выходные в Подмосковье — усадьба Архангельское

Выходные в Подмосковье — усадьба Архангельское

Сообщение Александр 22 фев 2010, 09:27

Роскошный 18 век оставил как в Москве так и в её пригороде немало усадеб, резиденций и особняков знатных лиц. Сейчас многие из них отреставрированы, превращены в музеи и открыты для посетителей, приглашая окунуться в историческое прошлое России, прогуляться по отрадным местам царей, князей и графов

Среди них, раскинувшаяся на берегу Москвы реки, музей-усадьба Архангельское занимает особое место. Дата основания усадьбы относится к далекому 1660 г., когда первым ее хозяином и основателем был Я.Н. Одоевский. Затем владельцами усадьбы были Черкасские, с 1703 г. Голицыны. Но особого расцвета достигло Архангельское при князе Николае Юсупове, который в 1810 году стал ее владельцем. Именно Юсупов превратил усадьбу в роскошный дворец с прекрасным ландшафтным парком, спроектированным наподобие парка резиденции французских королей. Отсюда закрепилось второе название усадьбы — "Русский Версаль".

Свое название усадьба получила в честь самой старинной постройки на своей территории — церкви Архангела Михаила, которая была построена в 1667 году. Изначально церковь была деревянной, и только в середине XVII века была заново отстроена уже из камня. Колокольню установили уже в XIX веке. К церкви ведет аллея, на которой возвышаются Святые ворота — арка, символизирующая начало пути в Храм.

Церковь, белая с черными маковками-куполами, выглядит скромно, и будто прячется в листве окружающих деревьев. Но притягивает взгляд красота пропорций и мягкие архитектурные линии храма. При Советском Союзе в здании церкви действовал музей древнерусской живописи, теперь богослужения возобновились и храм открыт для посещения. Внутри храма радуют душу отреставрированные иконы-фрески.

С южной стороны церкви находится небольшое кладбище, на котором похоронена княжна Татьяна Николаевна Юсупова, дочь одного из последних владельцев усадьбы, умершая от тифа в 1888 году.

Главное архитектурное украшение усадьбы — Дворец, строившийся целых десять лет: с 1780 по 1790 г. по проекту французского архитектора де Герна. Построенный в классическом стиле, дворец необычен двойной колоннадой, с двух сторон окружавшую парадный двор. Колоннады подчеркивают особую роль дворца в общей композиции ансамбля, а техническое их назначение было в том, что колонны образовывали удобные – сквозные, но крытые – проходы, связывающие дворец со служебными постройками.

Классический стиль, распространившийся в конце XVIII в., повлиял на расположение дворца в усадьбе и на оформление парадного входа. Так, дворец находится вдали от проезжей части, в окружении пейзажного парка, через который проложены многочисленные аллеи. Чтобы произвести впечатление на гостей и создать дух торжественности, парадный вход во дворец выполнен наподобие триумфальной арки с ажурными коваными воротами. Двор дворца украшают колонны, большая клумба в центре, скульптуры и статуи. Центральную клумбу украшает необычная скульптура, изображающая воина, который пытается удержать тело убитого друга.

С южной стороны Дворец украшают каменные львы, парадная лестница и скульптурный фонтан "Амуры с дельфинами".

С окон дворца открывается прекрасный вид на регулярный пейзажный парк во французском стиле со штрихами итальянского сада, ведь проектировал парк известный итальянский архитектор Джакомо Тромбара. Основной идеей зодчего было покрыть склоны парка террасами, при этом укрепить их подпорными стенами и украсить баллюстрадами со статуями и бюстами. Именно эти архитектурные детали парка многим напомнят оформление парков Петергофа. В то время в Петербурге только в больших дворцах можно было встретить такое решение, а в Подмосковье такие парковые сооружения были большой редкостью.

Неизменным украшением парка служит также трельяжная аллея, которая спасала хозяев и гостей усадьбы в жаркие дни. Как правило, на решетки таких аллей пускали вьющиеся розы, что в летнее время создавало удивительную красоту. Таких аллей было несколько, но до наших дней сохранилась всего одна.

Из уцелевших архитектурных объектов сохранились арка-руина, беседка "Розовый фонтан", памятные колонны, храм-памятник Екатерине II, памятник А.С. Пушкину в восточной части парка, кладовая над оврагом и многочисленные скульптуры.

За время владения усадьбой Голицыными, на территории парка накопилось более полусотни скульптур, почти все они сохранились и до наших дней. Среди пестрых клумб, фонтанов, искусно подстриженных кустарников и деревьев гармонично расположились 14 львов, 4 собаки, 28 исторических и мифологических героев, 2 гладиатора и другие произведения итальянских и французских скульпторов. Сам парк и по сей день считается образцом садово-паркового искусства.

Помимо дворца, в глубине парка одиноко расположился небольшой изящный домик, с женским названием "Каприз". Он был построен по желанию госпожи Марии Адамовны Голицыной, которая в то время была хозяйкой усадьбы. Здание получилось не таким шикарным, как Дворец, но благодаря античному портику в центре фасада и большим полукруглым окнам на первом этаже выглядит благородно и изящно. Голицына любила отдыхать в этом малом дворце и называла его "Эрмитаж", что значит уединенное место.

Ныне, в "Капризе" открыта выставка, посвященная самой усадьбе, и ее многочисленным создателям.

Роль "Эрмитажа" выполнял не только малый дворец "Каприз", но и сооруженный рядом с ним "Чайный домик", который изначально планировался как библиотека. Построено это сооружение было талантливым, но малоизвестным архитектором Ф.И. Петтонди, и, пожалуй, "Чайный домик" стал лучшим его произведением. Петтонди сделал строение изящным, визуально легким, снабдив небольшую постройку ротондой, колоннами, высокими окнами и лепниной в интерьере. До наших дней, к сожалению, сохранился не весь ансамбль Чайного домика. В 1829 г. здание претерпело сильный пожар, после которого оба деревянных крыла сгорели.

В увеселительной жизни усадьбы особую роль играл театр Гонзага. В XVIII в. в загородных усадьбах представления и спектакли проводили под открытым небом — в парках, на лужайках, берегах реки. Но к началу XIX века с ростом профессионализма актеров и музыкантов усадебные театры стали отделяться от остальной массы развлечений. В моду вошло строительство отдельного здания театра, что подчеркивало вкус и статус хозяина.

Князь Николай Борисович Юсупов уже давно лелеял мечту о собственном театре. Вдохновившись идеями известного итальянского сценографа Пьетро ди Готтардо Гонзага под его же руководством в 1817 году было начато строительство театра в Архангельском. Практически через год строительство было полностью завершено и мастера представили Юсупову двухэтажное деревянное здание в классическом стиле, интерьеры которого блистали роскошью. Зрительный зал был просторным, рассчитанный на 250 зрителей, с креслами в партере и в двухярусных ложах, огороженных изящными балюстрадами и разделенных между собой 12 коринфскими колоннами. Но самой большой драгоценностью театра были 12 прекрасных декораций, написанные кистью Гонзага. До наших дней театр практически полностью сохранился в первозданном виде, однако из дюжины декораций Гонзага осталось всего 4. Сохранился также и занавес, который и теперь, как 150 лет назад, закрывает сцену театра.

Недалеко от церкви Архангела Михаила находится фамильный храм-усыпальница Юсуповых, возведенный в 1916 году по инициативе Зинаиды Николаевны, последней из потомков Юсуповых по прямой линии. Склеп был построен по планам архитекторов Романа Клейна и Григория Бархина. Своим внешним видом усыпальница напоминает Петербургский Казанский собор в миниатюре. Украшением сооружения являлся высокий 8-колонный портик в центре, а также 2 сквозные колоннады по бокам, из-за которых здание получило свое второе, более точное название – Колоннада.

Сейчас в последнем пристанище Юсуповых открыт музей живописи и фарфора. Фарфор в музее представлен исключительно изделиями знаменитого юсуповского фарфорового завода, располагавшегося тут же, в Архангельском.

После национализации усадьбы в начале XX веке в Архангельском развернулись новые строительные работы, по масштабам не уступающие юсуповским. По проектам военного инженера В.А. Апушкова и под руководством маршала Ворошилова строились корпуса Военного санатория для Наркомата обороны.

Построенные в 1930 г. два дворца имели классические фасады с белоснежными колоннами, портиками, лепными карнизами, статуями, балюстрадами и множеством высоких окон. Оба здания были тактично вписаны в существующий пейзаж и архитектуру усадьбы. Постаравшись сохранить перспективу, Апушков соединил корпуса врытой в землю столовой, крыша которой послужила еще одним зеленым партером; дневной свет проникал в нее через уютный внутренний дворик, устроенный зодчим на итальянский манер.

Еще несколько лет отделывались интерьеры зданий, завозилось необходимое оборудование. Для приема отдыхающих санаторий открылся 5 декабря 1934 года.

Архангельское XXI века продолжает жизнь, залы музея с многочисленными экспонатами, повествующими о 300-летней истории усадьбы, открыты для посещения. В музее усадьбы находятся уникальные собрания живописи XVII - XIX веков, гравюры, скульптуры, а также одна из крупнейших в России коллекций редких книг - около 16 тысяч томов.

С 1998 года в музее-усадьбе Архангельское, возрождаются прежние традиции, проводятся концерты классической музыки "Осенний дивертисмент в Архангельском" и музыкальные вечера под открытым небом. А в летнее время каждый год в Архангельском проходят фестивали джазовой музыки.

Подготовлено по материалам сайта http://www.nice-places.com
Аватар пользователя
Александр
Администратор
 
Сообщений: 1173
Зарегистрирован: 14 сен 2009, 15:42
Город: Москва-Подольск
Марка машины: Мазда 6 2.0 АТ универсал
Дата рождения: 0

Вернуться в Статьи об отдыхе в Подмосковье

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Александр, Bing [Bot], Majestic-12 [Bot], Yandex [BOT], YandexBot, YandexImages

cron