Страница 1 из 1

Дмитров

СообщениеДобавлено: 16 мар 2011, 17:51
Александр
От Москвы от Савеловского вокзала до станции Дмитров – 65 км, Дмитровское шоссе.

Город Дмитров основан князем Юрием Долгоруким в 1154 году во время сбора дани на месте славянских поселений, о чем свидетельствуют материалы археологических раскопок на Дмитровском городище, и назван в честь великомученика Дмитрия Солунского. В 1181 году город упоминается в летописи как один из укрепленных форпостов Владиморо-Суздальской земли. Выгодное географическое положение Дмитрова на торговом пути к верхней Волге и к Северу обеспечило его быстрое развитие. В XIII веке город дважды подвергался разграблению монголо-татарских войск. В 1363 году Дмитров был присоединен к Московскому княжеству, но вплоть до второй половины XVI века за него шла борьба удельных князей, вследствие чего город неоднократно подвергался разрушению.

В центральной, наиболее древней части Дмитрова, сохранился мощный земельный вал, возникший еще в домонгольский период и образующий в плане овал. Документы XVII века указывают, что еще в конце XVI века по гребню вала шли деревянные укрепления с рублеными бревенчатыми стенами и восемью башнями. Две из них – Никольская и противолежащая ей Егорьевская – имели ворота. Вал с трех сторон был окружен рвом, с северо-востока естественным препятствием служила старица реки Яхромы – Нетёка.

Во время польско-литовской интервенции в Смутное время начала XVII века деревянные укрепления были сожжены и не возобновлялись. Архитектурной доминантой Дмитровского кремля служит древнейшее в городе монументальное здание Успенского собора. Второй по значению городской архитектурный комплекс сложился в XVI – XVII веках в расположенном неподалеку от кремля Борисоглебском монастыре. Как и в других древнерусских городах, у стен городских укреплений развился окруженный слободами посад.

В 1781 году Дмитров становится центром уезда, а в 1784 году утверждается генеральный план его застройки. Радиальная структура планировки Дмитрова была во второй половине XVIII века в значительной степени заменена типовой геометрической сеткой кварталов. До середины XVIII века в городе, за исключением зданий церквей, каменных построек не было.

Несмотря на интенсивную типовую застройку города в XX веке, ряд улиц до сих пор сохранили в почти неизменном виде свой архитектурный облик. Например, дом Толчёнова – купеческая усадьба городского головы 1785 года постройки; дом Вадбольского в стиле ампир начала XX века; дом Клятовых 1822 года и дом Новосёлова 1842 года – образцы деревянного ампира. Выдающимися памятниками Дмитрова являются Успенский собор Дмитровского кремля первой трети XVI века; Борисоглебский монастырь, известный со второй половины XV века; церкви XVIII и начала XIX веков Введенская, Казанская, Сретенская; дои Емельянова в стиле классицизм XVII века, дом Милютиной – образец архитектуры модерн рубежа XIX – XX веков и дом Олсуфьевых, где свои последние годы прожил «отец» русского анархизма П.А. Кропоткин.

Промышленность стала развиваться в городе только с XIX века, когда в Дмитрове появились крупные суконные фабрики (купцов Тугариновых). В годы Первой мировой войны на военном заводе у села Очево был выпущен первый русский танк. В 1934 году начала работать трикотажная фабрика. На сегодняшний день Дмитров – крупный промышленный центр, здесь сосредоточены предприятия по производству экскаваторов ( с 1898 года являвшийся чугунолитейным заводом Галкина), завод фрезерных станков, производства упаковочных и строительных материалов, швейные предприятия, молочный завод и другие.
Численность населения по данным Всероссийской переписи 1897 года составляла 4,5 тысячи человек, в 2010 году – более 63 тысяч.

По материалам Форума Подмосковья

форум Дмитрова